Социалисти́ческий реали́зм - термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 1930-х гг. для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма» (Устав Союза писателей СССР, 1934). Эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Требования социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие творчество, на долгие годы устранявшие из духовной жизни народа талантливые произведения (А. А. Ахматовой, Д. Д. Шостаковича, С. М. Эйзенштейна, П. Н. Филонова и др.) и стимулировавшие создание посредственных конформистских произведений, следовавших плоским пропагандистским установкам.
Попытки расширить «теоретическую базу» социалистического реализма идеями «народности» (в конце 30-х гг.), «социалистического гуманизма» (с конца 50-х гг.) или принципом эстетически «открытой системы» (в 70-х гг.) не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия. К концу 80-х гг. становится историко-литературным термином.
* * *
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - СОЦИАЛИСТИ́ЧЕСКИЙ РЕАЛИ́ЗМ, термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х гг. для обозначения «основного метоԐЂ۠литературы, искусства и критики, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма» («Устав Союза писателей СССР», 1934). Эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Попытки (с кон. 1950-х гг.) расширить «теоретическую базу» социалистического реализма (постулаты народности искусства, а затем социалистического гуманизма) не способствовали эстетическому обоснованию социалистического реализма как художественного метода. Требования социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие творчество, на долгие годы устранявшие из духовной жизни народа талантливые произведения (А. А. Ахматовой, Д. Д. Шостаковича, С. М. Эйзенштейна, П. П. Филонова и др.) и стимулировавшие создание посредственных конформистских произведений, следовавших плоским пропагандистским установкам.
Попытки расширить «теоретическую базу» социалистического реализма идеями «народности» (в кон. 30-х гг.), «социалистического гуманизма» (с кон. 50-х гг.) или принципом эстетически «открытой системы» (в 70-х гг.) не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия. К кон. 80-х гг. становится историко-литературным термином.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х гг. для обозначения "основного метода" литературы, искусства и критики, который "требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии", сочетающегося "с задачей воспитания трудящихся в духе социализма" ("Устав Союза писателей СССР", 1934). Эстетическое понятие "реализм" было соединено с определением "социалистический", что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Попытки (с кон. 1950-х гг.) расширить "теоретическую базу" социалистического реализма (постулаты народности искусства, а затем социалистического гуманизма) не способствовали эстетическому обоснованию социалистического реализма как художественного метода. Требования социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие творчество, на долгие годы устранявшие из духовной жизни народа талантливые произведения (А. А. Ахматовой, Д. Д. Шостаковича, С. М. Эйзенштейна, П. П. Филонова и др.) и стимулировавшие создание посредственных конформистских произведений, следовавших плоским пропагандистским установкам. Попытки расширить "теоретическую базу" социалистического реализма идеями "народности" (в кон. 30-х гг.), "социалистического гуманизма" (с кон. 50-х гг.) или принципом эстетически "открытой системы" (в 70-х гг.) не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия. К кон. 80-х гг. становится историко-литературным термином.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с начала 30-х гг. для обозначения "основного метода" литературы, искусства и критики, который "требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии", сочетающегося "с задачей воспитания трудящихся в духе социализма" (Устав Союза писателей СССР, 1934). Соединяя эстетическое понятие "реализм" с определением "социалистический", социалистический реализм сужал многообразие форм, течений и направлений в искусстве и побуждал художников к политической тенденциозности, вскоре теоретически оформленной как принцип "партийности искусства", или "социалистической идейности". Установки социалистического реализма (в том числе культ социального оптимизма и прогресса, умаление биологического, интуитивного или религиозного в мотивации человеческих поступков) привели к устранению из духовной жизни страны талантливых произведений (А.А. Ахматовой, М.А. Булгакова, Д.Д. Шостаковича, С.М. Эйзенштейна, П.Н. Филонова и др.) и стимулировали создание конформистских произведений, отмеченных стандартной психологией, вульгарной социологией, псевдоисторизмом. Попытки расширить "теоретическую базу" социалистического реализма идеями "народности" (в конце 30-х гг.), "социалистического гуманизма" (с конца 50-х гг.) или принципом эстетически "открытой системы" (в 70-х гг.) не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия. К концу 80-х гг. становится историко-литературным термином.